Джаз на джаз не приходится

25.09.2007

Фестиваль в Коктебеле расширил музыкальные рамки

фестиваль джаз

С пятницы по воскресенье в Коктебеле проходил пятый международный фестиваль “Джаз Коктебель”. В этом году его программа пестрела именами не только джазовых исполнителей, но и звезд world music. Хедлайнерами фестиваля выступили этно-джазовые коллективы – грузинский The Shin, Нино Катамадзе с группой Insight и австрийцы Fatima Spar & The Freedom Fries. Рассказывает ЛЮБОВЬ Ъ-БОРЩЕВСКАЯ.
К этнической музыке организаторы начали приучать фестивальную публику еще в прошлом году: в числе участников “Джаз Коктебель-2006” был этно-хаос-бэнд “ДахаБраха”. Возможно, именно их успешное выступление и стало причиной того, что самой заметной тенденцией нынешнего фестиваля, как это ни парадоксально, оказался не джаз, а скрещенная с ним world music. Из 25 коллективов, заявленных в программе, подавляющее большинство составляли именно смешанные бэнды. Одно то обстоятельство, что в статусе хедлайнера фестиваля закрепилась певица Нино Катамадзе, говорит о многом. Своевольные вокальные переливы грузинки – это и был тот джаз, на который съехалось в Коктебель рекордное количество зрителей, в большинстве своем “неформального” вида. По своей атмосфере – легкого хаоса и непринужденности – фестиваль напоминал некую коммуну растаманов: люди пели, танцевали, стучали в тамтамы и употребляли легкие наркотики прямо на улицах города.

Хедлайнерами пятницы стали музыканты Ukrainian World Music Project. Основатель этого недавно созданного коллектива Виктор Соломин знаменит тем, что сумел превратить домру в джазовый инструмент. Не менее чудесная метаморфоза произошла с вокалисткой группы Катей Chilly. Для певицы, ранее предпочитавшей соединять свой пронзительный фольклорный вокал с электронными ритмами, сотрудничество с джаз-бэндом оказалось крайне удачным. На фоне блестящих импровизаций музыкантов непредсказуемые вибрации Катиного голоса звучали очень трогательно, да и сама она, в венке из живых белых цветов и коротком платье, напоминала не то “русалочку”, не то “яблоньку” из своих песен. Еще большим триумфом world music стало выступление грузинского коллектива The Shin. Его участники продемонстрировали, что гремучая смесь из мужского многоголосья и народных танцев, фламенко и древней восточной музыки отлично сочетается с джазовой импровизацией. При этом их игра была настолько слаженной, веселой и яркой, что сравнить их выступление на фестивале, пожалуй, даже не с чем.

Самый большой аншлаг наблюдался в субботу на выступлении Нино Катамадзе и группы Insight. Люди слушали их, сидя на крыше дома-музея Волошина, на деревьях, на фонарях и даже на пляжных зонтиках. Певица, в еще более неземном наряде, чем обычно, управляла в этот вечер не только человеческими эмоциями, но и стихиями. Самым “шаманским” моментом ее выступления стало то, что во время песни “Turpa” певица выкрикнула: “Попросите бога, чтобы дождик пошел!” – и дождь действительно пошел.

Завершился фестиваль в воскресенье выступлениями австрийцев Fatima Spar & The Freedom Fries и британцев Us3, сыгравших музыку из нового альбома “Say What?!”. Первые представили экзотический микс dixie-джаза, цыганских и балканских ритмов, вторые – ядовитую смесь хип-хопа, латино, acid и drum`n`bass. Узнать во всем этом джаз было непросто. Впрочем, фестиваль от такой жанровой свободы, кажется, только выиграл – именно она создала ту легкую атмосферу, за которой и приехала в Коктебель основная часть публики.

источник: Коммерсант – Украина